После ухода из «Яндекса» маркетолог Мария Подоляк занялась консалтингом, а затем переехала в США, чтобы помогать российским стартапам с продвижением на американском рынке. В интервью Rusbase Подоляк рассказала о сложностях переезда в США и особенностях ведения бизнеса в Америке.
Предпринимательница переехала в США в начале 2015 года, когда шла волна выхода российских стартапов на международный рынок. Подоляк рассказала, что перед переездом у нее было ощущение, что российский рынок начнет «скукоживаться», а в это время в США спрос на маркетинговые услуги и продвижение начал расти. В США она продолжила заниматься запуском онлайн-проектов и маркетинговым консалтингом (в основном, клиенты к ней приходили по рекомендации из Москвы).
Мария Подоляк
маркетолог
«И всё же в США ты — никто, иммигрант, и приходится всё начинать заново. В этом плане у жизни в России свои преимущества: уже есть опыт работы, репутация на рынке, огромная сеть контактов, поэтому все рабочие вопросы решаются очень быстро. Тем не менее, я не унываю и возвращаться в России в настоящее время не планирую, работаю над тем, чтобы завоевать новый рынок. Но к нему пришлось адаптироваться».
По словам Подоляк, в России и США разное отношение к маркетингу как услуге: в России существуют агентства полного цикла, а в США предпочитают нишевания. Поэтому после переезда предпринимательнице пришлось выбирать, какой инструмент маркетинга продавать на рынке и исследовать аудиторию. С точки зрения бюрократии и налогообложения на американском рынке проще, поскольку бизнес реже сдает отчеты, а для того, чтобы открыть компанию, не нужно лично присутствовать в налоговой и предоставлять нотариальные заверения.
В США предпринимательница работает с технологическими стартапами, облачными сервисами и мобильными приложениями, а также с клиентами из индустрии развлечений, hardware и проектами с обучающими игрушками. В будущем Подоляк хочет ограничиться одной сферой. «В США очень важно быть „про что-то одно”, не размываться», — отметила Подоляк.
Мария Подоляк
маркетолог
«Конкуренция в США жесткая. Если в России вы конкурируете с россиянами, то в США — со всеми нациями, которые едут сюда „пачками”, будто медом намазано. Вам будут часто отказывать, но надо это просто пропускать мимо ушей и идти дальше».
Сначала Подоляк приехала в Северную Каролину, чтобы сэкономить. Однако удаленно достучаться до клиентов в США сложно, а медийная индустрия находится в Нью-Йорке. Подоляк жила в Нью-Йорке до конца 2016 года и занималась проектами Magtoapp и инструментами для компании Setka. Сейчас Подоляк живет во Флориде.
Предпринимательница советует подготовиться к переезду психологически и финансово. Так, переезд не по рабочей визе означает, что человеку никто не поможет с арендой квартиры. Трудности могут возникнуть при получении визы, деловой коммуникации и интеграции в общество. Кроме того, переехавшего ожидают и другие сложности. Например, для жителя России очень дорогими могут показаться медицинские услуги и мобильная связь ($45 в месяц за 4 Гбайт интернета).
При переезде без предложения о работе (и без перспектив такого предложения) стоит приготовить как минимум $6 тыс. на иммиграционного адвоката (столько же потребуется, если в первый раз человеку откажут). После переезда каждому члену семьи потребуется страховка (без нее один поход к терапевту обойдется в $150). А детский сад на одного ребенка обойдется от $1000 в месяц. Семье из трех человек проживание в США обойдется минимум в $65 тыс. в год, резюмирует Подоляк.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews